Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.
Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.
Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.
Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР
Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.
Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:
- в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
- восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
- два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
- два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
- три года
- не может самостоятельно составить предложение
- не понимает простые рассказы
- ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
- не всегда может отвечать на вопросы взрослых
У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.
Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.
Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.
В отличие от самостоятельных заболеваний, задержка психоречевого развития является следствием отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. Факторы, которые могут вызывать ЗПРР, включают болезни матери во время беременности, такие как проникновение инфекции, отравление или травмы, включая гипоксию (кислородное голодание) плода в утробе матери. Тяжелые роды, различные виды травм при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, могут вызвать задержку психоречевого развития.
Также, ЗПРР может быть вызвана перенесением ребенком тяжелых инфекций и других заболеваний мозга в раннем возрасте, генетическими и хромосомными заболеваниями, при которых нарушается структура мозга или неправильным воспитанием ребенка, где ребенок может вырасти под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются.
Заболевания, которые могут вызвать задержку психоречевого развития, включают врожденные аномалии ЦНС, эпилепсию и другие неврологические заболевания, ишемию головного мозга, гидроцефалию, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга, лейкодистрофии, и нарушение ликвородинамики.
Важно отметить, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга, наличия некоторых наследственных заболеваний и неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректировки ЗПРР необходимо устранять причины ее появления.
Отставание в речевом и психическом развитии может быть вызвано сбоями в работе центральной нервной системы или воздействием сильных инфекций на организм ребенка. Однако, в некоторых случаях эта болезнь может сопровождаться расстройствами аутистического спектра. Давайте рассмотрим основные черты такого поведения у ребенка.
Во-первых, он не находит общего языка с людьми и не проявляет эмоции, не улыбается и не ищет поддержки у своих родителей. Кроме того, такой ребенок склонен к приступам агрессии и может направить ее как в сторону окружающих, так и на самого себя. Он может кусать себя или бить себя руками.
Во-вторых, присутствует стереотипное поведение. Ребенок может проделывать однообразные действия, например, длительное время раскачиваться на одном месте, ходить по кругу, вертеть в руке один предмет или расставлять предметы в ряд. Любые перемены вызывают негативную реакцию у такого ребенка.
В-третьих, такой ребенок не знает, как играть с игрушками, он использует их не по назначению или уделяет всю свою внимание только одной игрушке или ее части.
И, в-четвертых, ребенок с расстройствами аутистического спектра избегает общения и не умеет взаимодействовать со сверстниками. Также возможны задержки в речевом развитии и непонимание обращенной к нему речи.
Если вы заметили эти признаки у своего ребенка, то он нуждается в помощи специалистов. Медицинское лечение должно включать совместное наблюдение нескольких специалистов, включая психолога или логопеда-дефектолога.
Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять
Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.
Методы лечения задержки психоречевого развития у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это последствие различных нарушений в нервной системе ребенка. К счастью, в современной медицине существует ряд методов, которые помогают улучшить здоровье детей с ЗПРР.
Микротоковая рефлексотерапия является одним из методов лечения ЗПРР. Этот метод включает воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Импульсы помогают восстанавливать работу центральной нервной системы в зонах, где она была нарушена. Врач, используя аппарат, воздействует на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Микротоковая рефлексотерапия очень эффективна при гидроцефалии. Этот вид терапии разрешен для детей с шести месяцев.
Занятия с логопедом-дефектологом – еще один метод, помогающий детям с ЗПРР развивать память, мелкую моторику, мышление, а также учит правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Однако, одним лишь логопедом-дефектологом дело не ограничивается. Родители не должны обращаться к логопеду-дефектологу, если ребенок не был предварительно проработан другими специалистами.
Медикаментозная терапия – еще один метод лечения ЗПРР. Лекарства назначают врачи-неврологи или психиатры. Перед назначением медикаментов, врач проводит исследование через компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляя нарушения в работе ЦНС. И только после этого он разрабатывает индивидуальную схему лечения пациента. Чаще всего, неврологи назначают ноотропные лекарственные средства. Однако, не всегда психотропные препараты прописываются "по адресу". Некоторые случаи могут обойтись без них или заменой на другие лекарства.
Существует несколько методов, позволяющих корректировать задержку в психоречевом развитии (ЗПРР). Работа с детским психологом необходима в случаях, когда задержка в речевом развитии связана с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками. Альтернативные методы лечения, такие как иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики и различные развивающие упражнения, помогают в коррекции ЗПРР.
Важно отметить, что родители могут самостоятельно помочь своему ребенку, проводя с ним разные активности, такие как сборка паззлов, игры с музыкальными инструментами или подвижные игры. Также остеопатия может помочь детям с ЗПРР, путем мануального воздействия на активные точки на теле, сбалансируя работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка. Стоит заметить, что часто устранить ЗПРР с помощью логопеда-дефектолога или таблеток невозможно. Родители должны найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий различные методы.
Фото: freepik.com