Фрязинец Алексей Шумов – один из старшейших стендовых моделистов страны
Во Фрязине Алексея Шумова знают как экс-директора Станции юных техников, неутомимого энтузиаста, педагога от Бога и исполнительного секретаря местного отделения «Единой России».
Такие разные модели
– За всю жизнь сделал я, наверное, миллион моделей. Они же все разные, у всех разные номера, краска, детали, пропорции. Можно сделать 5-сантиметровый танк, а можно 25-сантиметровый. Бывают модели и метровой длины, и больше. Например, самая большая в мире пушка «Дора», которую немцы применили в 42-м во время штурма Севастополя, имела калибр 807 миллиметров, один снаряд её весил 7 тонн (примерно как лёгкий танк), обслуживали такое орудие свыше 4 000 человек. Так вот, её модель в масштабе 1:35 получилась длиной в 2,5 метра. Мы работаем в 72-м масштабе, который считается самым сложным. То есть наши модели – копии реальных образцов, только в 72 раза меньше. Стендовым моделирование называется, потому что склеил и поставил на стенд – не для игры, а чтоб любоваться. Есть модели, где 150 и больше деталей, клеишь месяц минимум. Но кроме удовольствия от процесса и результата, ты здесь ничего не получаешь, только расходы. Ну, можешь в выставках участвовать, можешь в них побеждать. Увлекается этим делом огромное число людей. У меня, например, больше 7 тысяч контактов по миру. Только моделистов. Мы постоянно на связи. Работы друг другу показываем, советуемся. Всё это очень активно развивается сегодня. Тянутся к этому делу и дети, и взрослые.
От дедушки с любовью
За своё нешуточное увлечение моделизмом Шумов в шутку благодарит советского лётчика-перебежчика Виктора Беленко, угнавшего в 76-м в Японию сверхсекретный Миг-25.
– Самолёт вернули, а лётчика нет. В США ему предоставили политическое убежище, а потом и гражданство,
– вспоминает Алексей Иванович страницы истории.
– А буквально через месяц японская фирма «Хасигао» выпустила сборную модель Миг-25. В те годы мой дедушка был в Японии представителем «Аэрофлота», а дядя заместителем начальника «Шереметьево», и они мне оттуда нелегально отправили сборную модель этого самолёта – точную копию, но в 72 раза меньше. Экипаж, когда передавал, смеялся: «Лёш, ты его собери, но никому не показывай, он же секретный!» Я собрал, покрасил (в наборе и краска была, и декали – переводные картинки для детализации), дома поставил, любовался. С этого и началось моё заболевание моделями. До этого клеил то, что удавалось купить в «Детском мире», но оно кривое, непрофессиональное. ГДРовские модели были за счастье. «Японец» же ни в какое сравнение даже с «немцами» не шёл! Я был в восторге, и дедушка, который хотел внука порадовать, начал модели присылать ещё. До сих помню, в 18:25 каждую субботу садился самолёт из Токио, я стоял у трапа, и ребята мне передавали от него «приветы».
Скучно не будет
– Хотел быть лётчиком, но не сложилось. У меня до сих пор хранится справочка из Балашовского военно-транспортного училища с резолюцией «не годен к лётному обучению: несоответствие роста» (мой рост 190, а предел 184). Поступил в военное авиационное училище по специальности «техническая эксплуатация самолётов и двигателей».
По окончании должен был распределиться в гражданский аэропорт, потом поступить в Московский институт инженерно-гражданской авиации и через него – в бортинженеры пассажирского самолёта. Таковы были планы, но жизнь распорядилась иначе. Училище окончил, начал служить в «Шереметьево». Однажды после смены пошли с ребятами в лесок – пивка попить. Ребята ушли, а я задержался. А тут хулиганы – четверо. Ну, я им накостылял. Прибыла милиция. Увидели лежащих и начали меня уговаривать к ним прийти – к Олимпиаде в органы был комсомольский набор. Так попал в уголовный розыск, в Щёлковское отделение, где благополучно проработал последующие 20 лет. Помню свой первый отпуск в органах. Мужики, которые там давно работали, говорили: «Вали прям сегодня», а мне надо было дела домашние доделать, которые накопились – работал же сутками. Утром мне сообщили про труп на участке. Конечно, поехал, начал заниматься им, решил, ну, отложу отъезд на несколько дней. Почти месяц занимался расследованием. Прихожу, говорю, что теперь могу наконец-то уехать, а начальник объяснил мне, дураку, что занимался я делом по собственному желанию в свободное время, и отпуск мой по графику кончился. Зато на следующий год, будучи учёным, уехал в первый же час и подальше. УГРО – это не работа, это образ жизни. Либо принимаешь его, либо уходишь. Сейчас из того комсомольского набора, что был у нас в Щёлкове (11 человек), в живых я один остался. После работы понятно, чем все стресс снимали – такого насмотришься, что скучно не будет. А я танки и самолёты клеил, потому что алкоголь и моделизм – несовместимы. Может быть, поэтому и жив до сих пор. Жена увлечение моё не осуждала, наоборот, поддерживает, хотя денег и времени на него уходит немерено. Она в отличие от меня нормальный человек, всю жизнь проработала на «Платане».
Дом на Ленинском
Детство Алексея прошло в Москве. Воспитывала его бабушка, заслуженная и боевая.
– Бабушка моя Финскую и Великую Отечественную прошла политруком, сами понимаете, что такое женщина-политрук. Расписалась на Рейхстаге, в числе первых ворвалась в Прагу (потом была почётным её гражданином). Ранения, ордена, медали – всё есть. Жили мы с ней на Ленинском проспекте, 37, на седьмом этаже. На четвёртом – Виктор Васильевич Гришин, председатель ВЦСПС (Всесоюзный центральный Совет профсоюзов – мощнейшая организация по тем временам), первый секретарь Московского горкома партии. В восьмом подъезде – члены политбюро, а дом напротив – комитетский. У бабушки лучшая подруга – тётя Катя Фурцева. Бабушка – зампред ВЦСПС, весь день – на работе, очень поздно приезжала. Тётя Катя на час-другой могла пораньше сорваться, она у меня уроки проверяла. Но мне было тогда глубоко по барабану, что она Фурцева. С внучкой её Риткой мы родились в один день и дружили. Мы все были дети чьи-то, но только попробуй в те времена открыть рот и сказать, кто у тебя папа, мама, бабушка – на следующий день ни мама, ни папа там уже не работали. Не приветствовалось это. Ну, разве что одевались мы немного получше.
Продолжение материала читайте на следующей неделе.
Источник: http://infryazino.ru/novosti/lyudi_nashego_goroda/fryazinec-aleksey-shumov-odin-iz-starsheyshih-stendovyh-modelistov-strany
Обсудить тему
Ваш комментарий* Укажите Ваш Email* Введите символы с картинки*Я ознакомлен с пользовательским соглашением
Ќовости ¬–‘Последние новости
Завершение ремонта спортивного комплекса в Ступино
Обновленный бассейн откроет свои двери к концу года.
Новые инициативы в области здравоохранения Подмосковья
Правительство Московской области запускает ряд программ по улучшению медицинского обслуживания.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта и благоустройству парков.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией