Легендарный журналист Михаил Кольцов
Журналистом Михаил, тогда еще Моисей, был с детских лет.
12 июня 1898 года родился Михаил Ефимович Кольцов (Мойсей Фридлянд)
Журналистом Михаил, тогда еще Моисей, был с детских лет. Вместе с братом Борисом они трудились сначала над созданием своего домашнего журнала, а затем издавали рукописный журнал в школе. Младший брат отвечал за иллюстрации, а Миша писал статьи и сам же их редактировал.
Михаил Кольцов (1898-1940) Отец мальчиков, простой киевский обувщик, очень хотел, чтобы его дети получили достойное образование. Михаил поступил в институт в Петрограде перед самой революцией, а через год, в 17 лет уже начал печататься в прессе и сотрудничать с ведущими газетами и журналами. Мечта Ефима Фридлянда сбылась: старший сын стал журналистом, а младший — художником-карикатуристом.
Когда грянула Февральская революция, Михаил под псевдонимом Ефимович выпустил брошюру, в которой восторгался заслугами Временного правительства и Керенского. Тогда он свято верил, что в России наступило новое, светлое время. К началу Октябрьской революции Михаил уже подписывал свои статьи, как Кольцов.
Он принял активное участие в событиях конца 1917 года, а вскоре вступил в партию большевиков по рекомендации наркома просвещения Луначарского. Правда, через несколько дней Кольцов написал заявление о выходе из РКП(б), мотивируя это тем, что ему с комиссарами не по пути. Но этот документ так и канул в Лету в связи с последующими событиями.
Волею судьбы осенью 1918 года Михаила отправили в командировку в его родной город. Власть в Киеве менялась чуть ли не каждый день — то белые, то красные, то деникинцы, то петлюровцы. Любая из приходящих властей не наводила порядок, а занималась бесчинствами и разгулом. В это тревожное время в ведущей киевской газете появляется статья Кольцова о погромах в городе, расстрелах людей и страданиях местных жителей.
По тем временам публикация такого материала приравнивалась к гражданскому подвигу. Вернувшись с фронта в начале двадцатых, журналист был принят на работу в народный комиссариат иностранных дел. В свои 22 года Михаил возглавил отдел информации, и ему прочили карьеру дипломата. Но он предпочел журналистику и связал свою жизнь с газетой “Правда”. Бесконечные поездки по стране давали массу материала о жизни народа, его подвигах и стройках.
Кольцов был одним из первых, кто спустился в метро, побывал на открытии ГЭС, присутствовал при испытании самолетов. Благодаря ему страна узнала о талантливом молодом парализованном писателе Николае Островском, авторе книги “Как закалялась сталь”. Неиссякаемой энергии Кольцова можно было позавидовать. Он организовал работу полиграфического комбината, выпускавшего более десятка изданий.
Михаил Кольцов Журналы под редакторством М. КольцоваВозродил “Огонек”, “За рубежом”, сатирический “Крокодил” и ряд других журналов. Принимал активное участие в организации съездов литераторов мира и поддерживал дружеские отношения с такими знаменитыми писателями, как Э. Хемингуэй, Б. Шоу, Р. Роллан, А. Барбюс, вел активную переписку с М. Горьким. В эти годы он прославился как сатирик и фельетонист и посетил много стран.
В бытность редактором «Огонька» в 1927 году М. Кольцов придумал и реализовал уникальный литературный проект — коллективный роман-буриме «Большие пожары».
Суть проекта состояла в том, что участвовавшие в нем писатели и журналисты последовательно писали по одной главе по принципу известной поэтической игры буриме, которые тут же печатались в журнале. Последнюю главу написал сам Кольцов.
роман-буриме «Большие пожары»В создании романа приняли участие 25 известных писателей 1920-х годов, в том числе такие классики советской литературы, как Исаак Бабель, Алексей Новиков-Прибой, Борис Лавренёв, Константин Федин, Алексей Толстой, Михаил Зощенко и др.
Автором первой главы стал Александр Грин, предложивший детективный сюжет о таинственных пожарах в вымышленном советском городке Златогорске.
В дальнейшем каждый из остальных авторов написал по одной главе, в которой предлагал своё развитие сюжета.
Роман получился интересный, однако выпустить его отдельной книгой представлялось затеей маловероятной – ведь в случае ареста хотя бы одного из участников проекта его издание становилось невозможным. В итоге репрессировано оказалось шестеро авторов.
Отдельной книгой «Большие пожары» были изданы только в 2009 году — с предисловием Дмитрия Быкова и иллюстрациями Александра Егорова.
В 1935 году Михаил Кольцов представлял Россию на Международном парижском конгрессе по вопросам культуры, а в 1937-ом — в Барселоне. Когда началась Гражданская война в Испании, корреспондента направили туда в качестве негласного представителя советских властей. Кольцов прибыл в Барселону под именем Мигеля Мартинеса летом 1936-го, когда итальянские самолеты впервые атаковали испанскую столицу.
М. Кольцов в Испании В кипящей лаве сопротивления мятежникам Кольцов участвовал как умелый политик и организатор. Тогда он делал заметки в своей записной книжке и готовил репортажи о событиях в стране. Именно они и легли в основу книги, вышедшей в 1938 году под названием “Испанский дневник” . В этом же году Кольцова отозвали в СССР. После выхода книги Михаила-Мигеля об Испании его популярность достигла пика.
Иосиф Виссарионович недолюбливал талантливых и ярких людей, которые были в фаворе у советского народа, и Кольцова считал “слишком много понимающим”. 12 декабря 1938-го Михаил Кольцов на собрании творческой интеллигенции сделал блестящий доклад по поручению Сталина, а ночью того же дня был арестован в редакции своей газеты.
В начале февраля 1940 года человек, фанатично преданный своей стране и вождю, был расстрелян как враг народа. Перед этим из него выбили признание в том, чего он не совершал. И припомнили его заявление о выходе из партии, и саркастические строки о том, что каждый иностранец, приехавший в СССР, хочет увидеть подвалы ЧК и Алмазный Фонд. Припомнили жену-иностранку и смелые высказывания в прессе.
Михаилу Кольцову тогда исполнился 41 год. Страна потеряла честного и талантливого репортера, убежденного антифашиста и просто порядочного человека, о котором писал Эрнест Хемингуэй (Михаил Кольцов выведен в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» под именем Каркова). И по сей день в честь “журналиста номер один” звонит колокол истории.
Источники: Михаил Кольцов – советский «журналист номер один», которого казнили с «личного согласия товарища Сталина»: Текст [электронный ресурс] // Культурология РФ: сайт, 2017. — Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/261117/36814/ . — (дата обращения: 12.06.22);
Мемория. Михаил Кольцов: Текст [электронный ресурс] // Полит.ру: сайт, 2019. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/politru/memoriia-mihail-kolcov-5d00f3f6bd0a0f00ad74dc45. — (дата обращения: 12.06.22)
Последние новости
В Люберцах обсудили проблемы местных жителей
Выездная администрация провела встречу с жителями для решения актуальных вопросов.
Гуф должен пройти лечение в реабилитационном центре
Парламентарий призывает рэпера заботиться о своем здоровье.
Работа местной власти в Лосино-Петровском
Представители партии «Единая Россия» активно участвуют в жизни города.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований