Драматург Виктор Розов- участник боев на Бородинском поле
2 июля 1941 года военный совет Московского военного округа принял постановление о добровольной мобилизации жителей в дивизии народного ополчения.
2 июля 1941 года военный совет Московского военного округа принял постановление о добровольной мобилизации жителей в дивизии народного ополчения.
В начале июля были сформированы 12 московских дивизий народного ополчения. Они состояли из людей разных профессий, национальностей и возрастов. В ополчение ушли многие деятели науки и культуры, в том числе писатели Василий Гроссман, Александр Бек, Юрий Лебединский, Эмануил Казакевич и Ефим Зозуля.
В составе 8-й дивизии народного ополчения Краснознаменского района на фронт ушел знаменитый драматург, а в 1941-м актер Московского театра революции (теперь театр им. Вл. Маяковского) Виктор Розов. Дивизия сражалась с немцами на подступах к Москве, на знаменитом Бородинском поле.
В фонде библиотеки нашего музея есть книга Виктора Сергеевича Розова «В московском ополчении» изданная в московском издательстве «Родина» в 2020 году, котораярассказывает об этих боях, а также о других событиях военного периода. Эти мемуары – правдивый рассказ о добровольцах-ополченцах, наспех обученных и плохо вооруженных, попавших в невероятно тяжелые условия на фронте, будто «нырнувших в ледяную купель», по словам Розова. Многие из них погибли, ценой своей жизни спасая Москву.
«На Бородинском поле мы рыли огромный противотанковый ров. Зачем? Чтобы не прошли немецкие танки. Руки были в кровяных мозолях, пальцы не могли взять кусок хлеба и ложку.
Копали от зари до зари, а в июле, как понимаете, это долгое время. Но немецкие танки потом прошли. И меня до сих пор берет зло, сам не пойму – за что. На толи, что немецкие танки, черт бы их побрал, прошли, на то ли, что мы рыли этот проклятый ров напрасно…»
«На Бородинском поле мы рыли, рыли, рыли противотанковый ров. И вдруг из-под заступов вместе с комьями земли стали вылетать человеческие черепа. Сделалось тихо. Мы прервали рытье. […] Вероятно, это были черепа той далекой великой битвы, которая вошла в историю под названием Бородинского сражения. Кутузов, Барклай, Багратион, батарея Раевского…»
«Так вот о Бородино: однажды на каком-то привале на опушке леса я влез на пенек и стал читать нашему отдыхающему взводу: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…». Читал громко, но не очень выразительно. […] Но когда я дошел до слов: Ребята! Не Москва ль за нами?» — я вдруг почувствовал Москву, которая действительно была за моей спиной. Строчки вдруг сделались моим собственным текстом. Опять внутри меня что-то свершилось, и слова: «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!» — я произнес с той единственной страшной интонацией, с которой, вероятно, и надо читать их всегда, с той интонацией, от которой у меня самого сжалось горло. Я остановился и, не дочитав стихотворение, слез с пенька. Аплодисментов не было, но и никто не сказал: «Что ж ты оборвал вроде на середине…»
Автору этих эмоциональных, проникающих в самое сердце строк посчастливилось выжить. Он стал известным советским писателем и драматургом, автором более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе — сценария к фильму « Летят журавли ».
Материал подготовлен гл. библиотекарем Е.А. Шамоновой.
Последние новости
Арбитражный суд подтвердил законность решения о включении информации о «ЕвроСтрой» в РНП
Судебное разбирательство освещает вопросы прозрачности бизнеса в Москве.
Культурные преобразования в Ступино
Дворец культуры города Ступино ждет масштабные изменения.
Опасности неправильной установки газовых приборов
Соблюдение техники безопасности должно быть приоритетом для всех пользователей.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.