Анна Егоян о современной поэзии, своём творчестве и участии в «Проекте: ПОЭТ»
В чём состоит особенность современной поэзии и какова роль интернета в её продвижении?
В чём состоит особенность современной поэзии и какова роль интернета в её продвижении? Какое образование требуется поэту сегодня? Насколько важно следовать за мечтой? И в чём состоит преимущество литературного фестиваля «Проект: ПОЭТ», который вот уже во второй раз принимает у себя подмосковный музей-заповедник «Усадьба «Мураново»? Обо всём этом в новом выпуске «Синемании» рассказала чтец, поэт и актриса Анна Егоян .
С: Анна, когда-то давно Марина Цветаева изрекла такие строки: «Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я — поэт». вы – поэт или поэтесса?
АЕ: Я чувствовала, что вы зададите этот вопрос [смеётся – прим. ред.]. На самом деле, я не акцентирую на этом внимание.
С: А как же феминитивы?
АЕ: Именую себя поэтом.
С: Какова, на ваш взгляд, роль поэзии в суровое время развитого интернета, высоких скоростей и клипового монтажа?
АЕ: Конечно, в наше время у многих возникает этот вопрос. Я думаю, что поэзия вне времени. Кто-то может не согласиться. Но всё равно она всегда существовала. Сейчас поэтические вечера набирают набирать свои обороты, и это безумно прекрасно. Потому что раньше поэтические вечера имели место быть. Это было традицией – собираться на такие мероприятия. И сейчас это тоже актуально, что не может не радовать. Это очень здорово.
С: Насколько вы сентиментальны?
АЕ: Я очень сентиментальна и с годами становлюсь всё более и более таковой.
С: Вы согласны, что поэт в России больше, чем поэт?
АЕ: Да. Потому что, основываясь на собственном опыте, я, когда подбираю программу для своих мероприятий отталкиваюсь не только от поэзии Серебряного века или классики, но и от поэтов современных. Потому что такие авторы пишут не скажу, что намного лучше, чем писали раньше, но и ни чуть не хуже.
С: Неужели сегодня есть те, кто пишут на уровне Николая Гумилёва?
АЕ: Не могу сказать, что на уровне, но есть современная поэзия, которая трогает души.
С: Из какого сора растут ваши стихи?
АЕ: Вообще, я начала писать в 14 лет. начала писать тогда, когда произошёл переломный момент в моей жизни. Я потеряла очень близкого мне человека – дядю. И я всегда помнила его слова о том, что нужно слушать своё сердце и идти вперёд к своей мечте. Но тогда я ещё не знала, что, оказывается, моей мечтой была поэзия. Поэзия как лекарство от всех бед. Потому что меня она лечит, и мне бы хотелось, чтобы так же это действовало на людей, которым я читаю стихи.
С: Многие современные поэты стали известны благодаря интернету. Есть ли, на ваш взгляд, какие-то особенности у интернет поэзии?
АЕ: Вообще, я такой человек, который категорически не может воспринимать текст, если это цифровая книга. Я не могу их читать. Мне очень важно чувствовать листы, переворачивать их, ощущать запах бумаги. Ничего не сможет его заменить. Ночью, в тишине читать и чувствовать себя героем книги. Это невероятно.
При этом сейчас я могу сказать, что у современных поэтов есть возможность благодаря интернету знакомить людей со своим творчеством, рассказывать о нём. Потому что не каждый поэт может сразу выпустить свой сборник. Он сначала может выложить свои стихи в сеть, набрать аудиторию, а уже потом у него появляется возможность выпустить бумажный вариант своего сборника.
С: А трудно ли издать и продать книгу?
АЕ: Думаю, что в современном мире для начала очень важно раскрутить себя. Опираясь на свой опыт, могу сказать следующее. Я изначально не старалась набрать большое количество подписчиков для того, чтобы выпустить сборник и выступать на большой сцене. Никогда об этом не думала. Просто записывала обычные видео на телефон и выкладывала их в социальные сети. Люди пересылали их друг другу.
Такое вот сарафанное радио получилось. Ког-то это трогало, кто-то этим делился, кто-то признавался в любви при помощи моих видеороликов. Вот так всё больше и больше людей стали пописываться на меня, узнавать обо мне. Потом появились организаторы, которые стали предлагать организовать вечер поэзии у себя в городах. Так и пошло.
С: Вот, к слову, о приглашениях. Вы участвуете в литературном фестивале «Проект: ПОЭТ», который во второй раз принимает подмосковный музей-заповедник «Усадьба «Мураново». Как вы получили это предложение и долго ли размышляли над ним?
АЕ: Изначально предложение направили моему директору. Он передал мне его, и вот тут было самое интересное. Это тот случай, когда очень важна презентация. Когда я увидела эти ролики о проекте, то сразу поняла, что обязательно хочу участвовать в нём.
Я невероятно рада тому, что сегодня у нас создаются такие проекты, которые связаны с развитием поэзии, культуры, русского слова вообще. Это большая поддержка обычным поэтам, которых пока никто не слышал и не читал. Ведь, среди прочего, на фестивале будет открытый микрофон. Это очень классная возможность для ребят показать себя и, возможно, даже избавиться от страха сцены и публики.
С: Анна, сколько версий одного стихотворения выходит из-под вашего пера прежде, чем это станет окончательным вариантом?
АЕ: Самое большое количество раз, когда я переделывала свою работу, было около десяти. Пока я молодой поэт [смеётся – прим. ред.]. Я считаю себя таковой и ни в коем случае не могу конкурировать с современными авторами, которые уже написали большое количество произведений. В моём арсенале пока только чуть больше 200 произведений. Я оттачиваю своё мастерство.
Мой самый главный критик – мама. Причём, хочу сказать, что она не так близка к поэзии. Если я пишу какую-то работу, она может сказать: «Так, здесь нет финала. Мне нужен финал. Вкусный и красивый». Поэтому пишу пока дальше.
С: Почему, на ваш взгляд, женщин-поэтов меньше, чем мужчин?
АЕ: Сложный вопрос. Хотя, если так подумать, женщины более сентиментальны. Возможно, если бы не это, то они могли бы написать больше произведений.
С: Вера Полозкова ни разу не сентиментальна. Наоборот, жёсткая как кремень. И Марина Цветаева тоже не была сентиментальной.
АЕ: Абсолютно! Мне безумно нравится творчество таких сильных женщин в поэзии. Знаете, я как-то проводила параллель между Владимиром Маяковским и Верой Полозковой. Потому что для меня это два таких поэта, которые являются камнями в поэзии.
С: А вы относите себя к сильным женщинам?
АЕ: Мне кажется, это такой вопрос, на который я сама не могу ответить. Думаю, ответить на него могут окружающие меня люди, мои друзья и родители.
С: Какие стихи вам в детстве читала мама?
АЕ: Мне очень часто читала стихи бабушка. Знакомила меня с армянской поэзией – с Паруйром Севаком, Сильвой Капутикян, Амо Сагияном. Она читала на армянском. Сейчас, когда я уже готова писать новую программу, хочется сделать специально для Армении отдельный блок из произведений на армянском языке. Это именно те произведения, что мне читали и что так мною полюбились.
К моему большому сожалению, читать и писать на армянском я пока не умею. Но я на нём разговариваю. Стихи на армянском при этом читаю. Как это происходит? Так как букв армянских я не понимаю, то звоню бабушке и прошу её помочь. Она читает стихи, а вслед за ней записываю их русскими буквами.
С: В вашей биографии написано, что вы актриса, блогер и поэт. При этом вы не учились ни в актёрском, ни в литературном. Образование нужно?
АЕ: Актёрское. Я считаю, что в любом случае какие-то базовые вещи, о которых знает только актёр, нужны. Я не боюсь камеры. У меня был актёрский опыт в армянском сериале. Но я могу сказать, что профессия актёра очень сложная. Она требует очень много усилий и вложений в себя. Поэтому, безусловно, образование нужно. Но у кого-то бывает просто дар к этому.
С: Анна, какие фильмы вы предпочитаете смотреть?
АЕ: Знаете, учитывая моя сентиментальную натуру, фильмы я смотрю совсем не сентиментальные. С самого детства я была девочкой, которая играла в машинки, любила футбол. Даже больше ск4ажу, мой дядя, которого с нами уже нет, работал в прокуратуре. Для моих внимательных слушателей не секрет, что я всегда хотела быть прокурором. И фильмы я люблю такие, где есть скандалы, интриги, расследования. Но и романтику я тоже могу посмотреть. Почему бы и нет.
Фото: Виолетта Макарычева
Екатерина ТимошенкоПоследние новости
Проект «Светлый город» продолжается в Коломне
В Московской области идут работы по улучшению освещения общественных пространств.
Музыкальный фестиваль в Коломне собрал более двухсот участников
Фестиваль-конкурс «Общественная филармония - играют преподаватели» прошел в музыкальной школе №2.
Встреча представителей партии в Московской области
Обсуждение ключевых аспектов работы первичных отделений партии «Единая Россия»
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку